Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребёнка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне ещё и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребёнка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребёнком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребёнка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребёнку) осознать свою проблему, понять её причины и найти решение.
Деятельность психолога МБДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в неё включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог даёт им профессиональные рекомендации по работе с ребёнком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребёнком и его семьёй другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Основная цель деятельности работы педагога – психолога
МБДОУ «Детский сад № 36 «Колокольчик»:
- Обеспечение условий для полноценного психологического и личностного развития всех участников образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.
Работа педагога - психолога строится по следующим направлениям:
-Психологическая диагностика;
-Психологическая профилактика;
-Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми);
-Психологическое консультирование;
-Психологическое просвещение;
-Организационно - методическая деятельность.
Основные направления работы педагога-психолога в детском саду:
-Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
-Преодоление нарушений в развитии ребёнка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ;
-Психологическое сопровождение детей в период адаптации к МБДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
-Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития;
-Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
-Оказание консультативной помощи родителям и педагогам;
-Повышение психолого–педагогической компетенции (психологической культуры), педагогов, родителей.
Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития обучающихся является формирование жизнестойкости воспитанников, сохранение и укрепление психологического здоровья детей, а также:
-формирование у ребёнка основ положительного самопринятия и самооценки;
-обучение способам адекватного выражения эмоций;
-формирование потребности в саморазвитии;
-совершенствование коммуникативных качеств личности детей;
-формирование установок на здоровый образ жизни;
-развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
-формирование навыков адаптивного поведения.
По каким вопросам можно обратиться к педагогу психологу за консультацией?
1. Ребёнок адаптируется к детскому саду (как ему помочь).
2. Готовность к обучению в школе.
3. Выбор образовательного маршрута.
4. Трудности в общении.
5. Эмоциональные проблемы.
6. Трудности в воспитании и обучении и т.д.
Как обратиться за помощью к педагогу-психологу?
Дни приема:
Для педагогов:
Вторник с 13.00 до 15.00.
Для родителей:
Среда с 15.00 до 18.00.
Пятница с 15.00 до 16.00
К сожалению, невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации, является желание родителей взаимодействовать с психологом, педагогическим коллективом. Только совместная работа может привести к благополучному результату.
Уважаемые родители психологическое здоровье вашего ребёнка в первую очередь зависит от ВАС!
Помните – безвыходных ситуаций не бывает!